Дмитрий Гапотченко — заместитель главного редактора еженедельника Computerworld Россия. С ним можно связаться по электронной почте: gdi@osp.ru

Не так давно в одной переводной статье я наткнулся на весьма интересные советы директору по информационным технологиям, смысл которых (почти дословно) заключался в том, что плох ИТ-директор, силы свои положивший на внедрение дорогих ERP-систем и снижение ТСО (полная стоимость владения вверенными ему компьютерами и прочими системами). Ибо живет он позавчерашним днем, а еще вчера должен был бросить указанные малопочтенные занятия и приступить к развертыванию корпоративного Web-узла. Лишь спешное обустройство оного спасет ИТ-директора от больших неприятностей.

От каких — явно не сказано, но можно предположить, что среди них — отставание от научно-технического прогресса и неумение ответить на вопросы высшего начальства о смысле предыдущих затрат на информатизацию.

Легкость в мыслях и советах необыкновенная даже для колумниста со стажем. Например, насчет ТСО. Если кто вдруг не помнит, ПК в свое время восторженно преподносились в качестве дешевой и удобной альтернативы «динозавроподобным мэйнфреймам». Не последним трубадуром прогресса была, естественно, Intel. Хотя в общем хоре поющих осанну она особенно (по крайней мере в России) не выделялась. «Промышленные аналитики» высчитывали, сколь дешев ПК в пересчете на операцию. Общественное мнение внимало им с восторгом и благоговением, особенно те, кто намучился с перфокартной БЭСМ и ей подобными.

Потом генеральную линию прогресса чуть подправили: не всякий ПК дешев и экономен, а лишь повязанный в сеть. Которая — после очередной коррективы парадигмы — стала называться «клиент-серверной системой»: одноранговая сеть была быстро сдана в архив истории.

«Клиент-серверная» архитектура стала многослойной, заговорили о чудесах, творимых системами управления предприятиями, и где-то в это же время к аналитикам пришло прозрение: оказалось, что, покупая компьютер, мы обрекаем себя на немыслимые расходы по его содержанию.

Кое-какие мысли на этот счет приходили в голову всем, кто наблюдал за использованием (или использовал сам) сверхмощной по тем временам «трешки», а то и «четверки» в качестве пишущей машинки или «десктопа» для раскладки пасьянса. Однако между «нутром чувствую» и выкладками солидных аналитиков — дистанция некоторого размера.

Правда, выкладки сих аналитиков давали невероятные цифры — аж до 12 тыс. у. е. в год на один ПК, в те годы суммы невероятной. Соотнеся эти 12 тыс. с бюджетом какой-нибудь научной лаборатории начала 90-х, легко получить результат: уже через месяц ученые, на свою беду получившие пару-тройку компьютеров, должны позакладывать свои колбы и синхрофазотроны, чтоб выручить тысчонку-другую на содержание ПК.

Несмотря на солидные подписи под отчетами, повествующими о разорительности персональных компьютеров, и горячую поддержку производителей недешевых средств удешевления владения оным (среди них по иронии судьбы и логике бизнеса — и сама Intel), очевидно, что «затраты на ПК», рассчитанные на Западе, к России не применимы абсолютно, ибо при расчетах аналитики исходили из «их» уровня зарплат, «их» стоимости часа простоя, наконец, «их» порядков, не предусматривающих в качестве основ корпоративной политики самообучение, взаимопомощь и т. д.

Теперь же про TCO нам советуют забыть, тем самым упразднить и индустрию средств удешевления — дорого, дескать, да мило. Станет ваша система еще дороже — будет еще милей.

Вышеописанное усложнение ИТ-систем сильно смахивает на своеобразную пирамиду. В «классической» старые долги отдаются за счет новых заимствований. Здесь — инвестиции в каждый новый слой настолько превосходят сделанные ранее, что вопрос об осмысленности этих «ранних» сам собой рассасывается за мелочностью и неактуальностью.

И возникает подозрение: не станет ли широко рекламируемое умение ERP-систем работать «в одной связке» с Web-системами электронной коммерции поводом для строительства еще одного этажа пирамиды?..