Наверное, можно назвать не так уж много вещей, одинаково неприятных и отдельным людям, и компаниям. Одна из них — перспектива обращения в государственное учреждение. Вы можете быть заранее уверены, что потратите массу времени, нервов и сил. И если предоставить все, что требует конкретное государственное учреждение, бывает порой весьма затруднительно, то еще сложнее чего-то от него добиться, будь то информация или услуга.

Неужели так и должно быть? Джейн Паттерсон, старший советник по науке и технологии губернатора штата Северная Каролина Джеймса Ханта, так не считает. Она уверена, что связь с правительством должна быть организована таким образом, чтобы любой человек (бизнесмен, простой гражданин и сами члены правительства) мог иметь компьютеризированных агентов, которые сообщали бы новую информацию практически обо всем. К примеру, вас интересует некий продукт. Вы можете получить по электронной почте уведомление о том, что сенат намерен провести слушания по вопросу о монополии на производство этого продукта. Вы также можете узнать, что агентство по экономическому развитию одного из штатов приняло решение о предоставлении налоговых льгот для привлечения производителей этих продуктов, а совет по образованию при правительстве другого штата опубликовал исследование, в котором приняло участие большое число студентов, прошедших обучение в области, связанной с интересующими вас продуктами. В общем, Паттерсон хочет, чтобы правительство действительно помогало людям в решении обычных житейских вопросов.

Паттерсон нельзя назвать мечтательной идеалисткой. Перед тем как стать советником, она работала на посту вице-президента группы сетевых систем компании ITT и состояла членом консультационного совета по национальной информационной инфраструктуре при президенте Клинтоне. Ничего похожего на то, что она прогнозирует, сейчас не происходит, тем не менее Паттерсон уверена, что системы, о которых она говорит, будут появляться по мере того, как все больше правительственных органов будут выходить в Internet и связываться друг с другом посредством Сети.

Никто точно не знает, как наступление эпохи информации и «цифровая» экономика изменят методы работы правительства. Но эти изменения все же происходят, и они весьма серьезны. Чтобы контролировать и придать форму этим изменениям, Паттерсон присоединилась к проекту Governance in the Digital Economy, который реализуют представители восьми международных корпораций, в том числе Electronic Data Systems (EDS), Hewlett-Packard и IBM. Кроме того, в нем участвуют представители правительств федерального уровня 20 государств, в частности, США, Канады и Нидерландов, а также властей нескольких штатов, провинций и муниципалитетов. Этот проект — детище Alliance for Converging Technology (ACT), научно-исследовательской организации, возглавляемой Доном Тапскоттом, автором книг The Digital Economy и Growing Up Digital. За участие в проекте каждая корпорация выплачивает по 250 тыс. долл., правительства — от 50 до 100 тыс. долл.

Согласно описанию проекта, «правительствам эта новая модель позволит более эффективно работать в условиях глобальной сетевой экономики, компаниям — поможет завоевать лидерство на новых рынках государственного сектора, где предлагаются продукты и услуги цифровой эпохи».

Грегг Райт, вице-президент по стратегии группы, отвечающей в компании EDS за работу с правительственными заказчиками, считает, что этот проект имеет важное значение для деятельности его многонациональной корпорации, предлагающей компьютерные услуги, поскольку позволит ей получать самую полную информацию о преобразованиях, идущих в правительственных кругах. «В прошлом году около 14% нашей прибыли мы получили от правительственных структур в различных странах мира, — отметил Райт. — Это позволило нам лучше понять влияние ?цифровой? экономики на правительство, и мы считаем, что сможем лучше адаптировать наши службы к требованиям заказчиков».

Иными словами, EDS и другие корпорации-участники хотят знать, каковы цели преобразований внутри правительства, и что люди, которые их проводят, знают, как достичь этих самых целей. Как и в других областях, где сталкиваются государственные и частные интересы, при реализации проекта бизнесмены могут оказывать давление на представителей правительства, в связи с чем появляется возможность недобросовестного использования своего привилегированного положения. Дэвид Эгнью, исполнительный директор проекта, относится с насмешкой к таким опасениям, заявляя, что все участники — «взрослые люди».

С практической точки зрения это значит, что участники проекта первыми узнают результаты исследований, проводимых в рамках проекта (в том числе о методике адаптации бизнес-технологии к управлению), об оценке новых политических и экономических рисков в бизнесе и государственном управлении в «цифровую» эпоху, о поучительных примерах, результатах деятельности отдельных рабочих групп по реализации рекомендаций проекта. Кроме того, появится множество отчетов, пройдут интерактивные семинары и уже в этом году состоится конгресс World Congress on Governance.

Преимущества для бизнеса

Проект посвящен двум основным темам: преобразованию деятельности правительства и преобразованию самого правительства, причем обе эти темы имеют важное значение для бизнеса. Преобразование работы правительства означает улучшение качества предоставляемых населению услуг и восприятие граждан как потребителей, а не как просителей. Для граждан это означает, как минимум, что им придется гораздо меньше времени тратить на стояние в очередях. «Сейчас мы видим, что власти штатов, городов и так далее начинают интерактивно предлагать сотни, а в некоторых случаях тысячи услуг. Это может быть оплата штрафов за нарушение условий парковки, продление лицензий на недвижимость или получение разрешения на рыбную ловлю, то есть многие из вещей, которые мы привыкли делать от 9 до 17 часов, общаясь с кем-либо из чиновников», — говорит Дженет Кэлдоу, директор Института по созданию электронного правительства (Institute for Electronic Government) корпорации IBM.

Помимо того что таким образом гражданам удастся сэкономить время, интерактивные транзакции позволят властям значительно сократить расходы. Согласно проведенному в Аризоне исследованию, интерактивное продление лицензии стоит 2 долл. за транзакцию. Если ту же самую сделку гражданин оформляет через кассу в соответствующем государственном учреждении, ему приходится платить 7 долл. Учитывая, что в штате ежегодно продляется около 800 тыс. лицензий, экономия только на этой услуге очень быстро вырастает во впечатляющую сумму. Это важно как для отдельных граждан, так и для компаний, поскольку чем больше денег в государственной казне, тем ниже налоги и шире ассортимент услуг, предоставляемых государственными органами.

Хотя не стоит игнорировать и разного рода косвенные преимущества для компаний (к примеру, сейчас, чтобы лично посетить государственное учреждение, сотрудники компаний вынуждены отпрашиваться с работы). Кэлдоу и многие другие участники проекта считают, что преобразование правительства в «электронное» открывает перед компаниями две благоприятные возможности. Во-первых, поскольку компании уже перенесли многие услуги и транзакции в Web, у них есть опыт и необходимые продукты, которые потребуются правительству для перехода на интерактивный режим работы. Во-вторых (и в перспективе важность этого фактора возрастет), компании, как и граждане, получат преимущества как потребители услуг, предлагаемых правительством.

«Я считаю немаловажным тот факт, что эта реформа позволит бесконфликтно работать со многими уровнями власти, — считает Эгнью. — Большинство людей не интересуют юридические конфликты между уровнями власти, связанные с тем, к чьей юрисдикции относится тот или иной вопрос, они просто хотят решить свои собственные проблемы. Например, я живу на реке, имеющей общефедеральный статус, и хочу построить причал. К большому для себя изумлению, я обнаружил, что мне необходимо обратиться в три различные агентства и к представителям четырех уровней власти, и это при том, что мне нужно всего-навсего получить разрешение». То, что лишь раздражает отдельного гражданина, может оказаться просто непреодолимым препятствием для компаний, чья деятельность требует взаимодействия с различными учреждениями и уровнями власти.

Сейчас уже ведутся проекты, направленные на решение этих проблем. В качестве примера Райт привел iForm — приложение на базе Web, которое его компания реализует совместно с британским правительством. «В Великобритании владельцы компании должны регистрироваться в трех различных министерствах. Раньше им приходилось заполнять три комплекта форм, информация в которых на 80-90% повторялась. Мы разработали интерфейсный модуль на базе Web, который позволяет бизнесменам заполнить в браузере всего одну форму и выслать ее, после чего эта форма растиражируется по трем различным базам данных для трех министерств», — рассказал Райт. По его словам, компания планирует предложить iForm и в Соединенных Штатах.

Граждане и электронное правительство

В то время как преобразование работы правительства обещает множество очевидных преимуществ для компаний, реорганизация государственного управления (перепроверка того, как глобальная сетевая экономика повлияет на работу демократических институтов, на взаимоотношения между гражданами и штатом, а также на сами будущие взаимоотношения нации и штата), по-видимому, вызывает огромный интерес и у государственных властей, и у частных компаний, принимающих участие в проекте. «Самая интересная часть проекта посвящена тому, что значит быть электронным штатом, электронным правительством и электронным гражданином», — заметил Райт.

Райт и другие участники проекта называют «электронными» гражданами людей состоятельных, имеющих хорошее образование и регулярно работающих в Web. Их особая значимость состоит в том, что они единственные, кто заставляет правительство меняться. «?Электронные? граждане — это потребители, которые выходят в Internet, заказывают компьютеры и книги и получают их через пару дней, — заметил Эгнью. — Эти люди рассчитывают на такую же оперативность со стороны властей и государственных чиновников. В этом и состоит самая сложная задача правительства. Создать такие системы недостаточно, вы должны найти способ своевременно отвечать на запросы со стороны граждан».

В качестве примера того, как правительственные структуры решают такого рода задачу, Паттерсон привела Web-сайта города Кери (www.ci.cary.nc.us). Власти Кери — города с населением 88,5 тыс. человек — публикуют в Сети планы и повестки заседаний каждого городского комитета. Все, что происходит во время совещаний, сразу же появляется в Сети, и граждане получают информацию одновременно с членами комитетов. Казалось бы, ничего особенно в этом нет, однако насколько проще компаниям получить сведения о том, какие из интересующих их вопросов решаются в городе! Всего пару раз нажав клавишу, любой гражданин может узнать, над какими вопросами будет работать комитет управления развитием города, городской совет или комитет по планированию и развитию, и какие решения по этим вопросам уже приняты.

Конечно, это еще очень далеко от того, каким представляет себе Паттерсон глобальное правительство, поддерживающее интерактивные связи с гражданами. Но каждый участник этого проекта уверен, что в конечном итоге «электронное» правительство будет создано, и это приведет не только к более эффективному и менее затратному администрированию, но и к кардинальному изменению взаимоотношений между гражданами и правительством.

Эгнью, который, перед тем как присоединиться к проекту, был секретарем правительства штата Онтарио, надеется, что процесс управления станет более прозрачным для обычного гражданина, более открытым и менее компенсационным. «Сейчас большинство граждан рассматривает политические решения, процесс законотворчества и тому подобное как некий черный ящик, — заметил Эгнью. — Правительства привыкли к тому, что у них в руках все карты, причем, безусловно, козырные: ?мы с вами все обсудили, и теперь вы можете отправляться восвояси, а мы примем решение и сообщим его вам?». Он считает, что при наличии «электронного» правительства свои собственные интересы смогут отстаивать и обычные граждане, а не только хорошо обеспеченные влиятельные группы.

Он добавил, что не имеющий государственной принадлежности Internet кардинально изменит работу правительства. «Чтобы это оценить, вспомним, что структура ?нация-штаты? — это результат относительно недавней эволюции, — заметил Эгнью. — Но на этом эволюция не заканчивается. По мере совершенствования способов взаимодействия между людьми появляются другие формы управления, возникают совершенно иные структуры, чем те, что были созданы в Европе пару столетий назад. Мы начинаем следующий этап эволюции, и где он закончится, я думаю, не осмелится предсказать никто».

Можно еще долго рассуждать о том, что «цифровое» правительство может или будет делать, пока же этот процесс только зарождается. Очень немногие властные структуры и государственные органы располагают такими ИТ-компонентами, как iForm компании EDS, связывающий вместе три базы данных. И может быть, это к лучшему. Ведь если не принимать во внимание людей, рассматривающих правительство как одну огромную группу заговорщиков, есть масса граждан, которые лично заинтересованы в кардинальном изменении существующего положения. При переходе к новым формам управления велика вероятность сокращения штатов чиновников госаппарата. Кроме того, следовало бы подумать о том, что может сделать завтрашнее электронное правительство с неограниченным доступом к цифровой информации своих граждан.

Есть также опасность, что отдельные граждане и компании смогут слишком сильно влиять на повседневную деятельность правительства. Приведет ли «электронное» правительство нас к абсолютной демократии, где люди голосуют по всем острым вопросам, о которых они услышали в новостях? Кэлдоу сказала, что этот вопрос обсуждается, хотя лично она не считает, что он заслуживает такого внимания. «Если бы это была абсолютная демократия, мы никогда бы не имели гражданских прав. Более открытое правительство не означает движение к абсолютной демократии», — заявила она.


Константин вон Хоффман — независимый автор, регулярно публикующий статьи по вопросам бизнеса и технологий. С ним можно связаться по электронной почте: cvh@areporter.com


Критический вопрос доступа

Неравный доступ к образованию и Internet — вот основное препятствие на пути к созданию электронного правительства.

Чтобы сэкономить деньги, часто приходится сначала их потратить. Правительству предстоит трудная задача — как убедить своих избирателей одобрить расходы на создание «электронного» правительства, если эта реформа принесет преимущества лишь некоторым категориям граждан. Дэвид Эгнью, исполнительный директор проекта Governance in the Digital Economy, заметил: «Если это всего лишь способ упростить доступ к правительству тем людям, которые и так уже имеют более широкие возможности для обращения к ответственным чиновникам, тогда это вообще не имеет отношения к прогрессу».

По словам представителей министерства торговли США, нация уже столкнулась с расслоением общества по «цифровому» признаку.

  • Среди белых граждан США компьютер имеет примерно вдвое больше человек (40,8%), чем среди афро-американцев (19,3%) или американцев испанского происхождения (19,4%)
  • Вероятность того, что белый американец из дома может получить доступ в Internet, намного выше, чем у афро-американца или американца испанского происхождения
  • Среди людей, закончивших колледж, владельцы ПК (63,2%) встречаются в десять раз чаще, чем среди лиц, не имеющих высшего образования

Все участники этого проекта считают, что доступ в Internet — это ключевой вопрос для «электронного» правительства. Джейн Паттерсон, старший советник по науке и технологии из штата Северная Каролина, убеждена: правительство может решить этот вопрос, только перестав жестко контролировать частный сектор. «Лишь тогда мы узнаем, кто не имеет доступа в Internet, поскольку только так мы выясним, какие компании на каких рынках намерены работать», — считает Паттерсон. Тогда правительство может вступить в игру и решить вопрос о том, каким образом предоставить возможность выхода в Internet очень бедным гражданам или, например, сельским жителям.

Конечно, увеличение числа пользователей Internet имеет важное значение, но прежде чем это произойдет, предстоит проделать огромную работу. «Основная проблема обычно связана не с доступом к компьютеру, — заметила Эстер Дайсон, председатель совета директоров компании EDventure Holdings и автор книги «Версия 2.0: план жизни в цифровую эпоху» (Release 2.0: A Design for Living in the Digital Age). — Самая серьезная проблема связана с возможностью получить образование, научиться читать и писать. Вы можете поставить компьютеры в общественных центрах, но, скорее всего, ими будут пользоваться только грамотные люди. Поэтому проблема не в компьютерах, а в образовании».

Паттерсон не могла бы привести более убедительный аргумент, вот почему каждый, кто в этом году закончит школу в Северной Каролине, должен будет пройти тест на знание ИТ.

- Константин вон Хоффман

Приведет ли нас электронное правительство к абсолютной демократии, когда люди голосуют по всем острым вопросам, о которых они услышали в новостях?


Самая интересная часть проекта посвящена тому, что значит быть «электронным» штатом, «электронным» правительством и «электронным» гражданином.

Грегг Райт, вице-президент по стратегии группы Government Industry компании EDS