Было бы большой ошибкой считать, что технологические отделы компаний свободны от этических проблем. Везде, где имеет место «человеческий фактор», морально-этических проблем не избежать.

Как можно требовать от разработчиков высокого качества ПО, если сами пользователи систематически обманывают их, недоплачивая им за труды праведные?
  
Не являются исключением и информационные службы предприятий. Их сотрудники и руководители нередко сталкиваются с ситуациями, когда приходится делать сложный выбор между чистотой собственной репутации и поддержанием в компании элементарных норм использования ИТ. Рик Сайа предлагает своим собеседникам ответить на четыре коварных вопроса, касающиеся этических проблем коллективов информационных служб. Возможно, кому-то эти вопросы покажутся несколько надуманными. Например, редко на каком отечественном предприятии лицензионная чистота ПО играет сколько-нибудь важную роль при решении спорных ситуаций в информационных службах. К пиратству «в белых воротничках» пользователи относятся более чем спокойно. Однако как можно требовать от разработчиков высокого качества ПО, если сами пользователи систематически обманывают их, недоплачивая им за труды праведные? Впрочем, каждый информационная служба делает свой выбор.

Каким бы ни было принятое в конечном итоге решение, о нем необходимо доложить начальству, а также довести его до тех, кого оно непосредственно касается. Несколько советов по поводу лексикона, который следует при этом использовать настоящим менеджерам, дает Боб Льюис. Казалось бы, зачем это нужно, ведь, как говорит навязшая в зубах реклама, «имидж — ничто». Дело, однако, не только и даже не столько в имидже, сколько в менталитете. Человек мыслит в терминах тех языков, которыми владеет. Чтобы мыслить на уровне менеджера, нужно владеть соответствующим языком. Возможно, поначалу он будет несколько резать ухо и вам, и вашим подчиненным. Однако, вероятнее всего, и вы, и они скоро привыкнут к вашей новой манере вести беседу.

Говорить и мыслить, как настоящий менеджер, это уже многое. Но достаточно ли этих качеств, чтобы назначить человека, который ими обладает, руководителем подразделения электронной торговли? Кого лучше выбрать на этот пост — менеджера, или специалиста в торговых делах, или эксперта по ИТ? Как построить работу подразделения электронной торговли? Ответы на эти вопросы (их поиском занимается Сэри Калин) не очевидны, тем не менее они наверняка заинтересуют наших читателей, ведь хотя электронная торговля только-только начинает развиваться в нашей стране, выгоды, которые она сулит, настолько существенны, что было бы грех не затронуть эту тему снова.

Еще одно важную тему — компьютерной безопасности — поднимают Искандер Конеев и Том Дидерих. Обсуждение этой проблемы длится давно и вряд ли стихнет в обозримом будущем. Пока у компании есть информационные системы и данные, которые нужно оберегать от нежелательных глаз, эту проблему придется решать. И какой бы подход вы при этом ни выбрали, в любом случае ваша система информационной безопасности будет уязвима, если вы заранее не позаботились о том, чтобы повысить надежность самого слабого звена — человеческого. Не секрет, что многие знаменитые хакеры, совершая свои компьютерные «подвиги», активно пользовались слабостью «человеческого фактора». Рассказ о том, как нейтрализовать его влияние на систему, стал лейтмотивом статей Конеева и Дидериха.