Линда Рейно, директор информационного департамента компании Universal Health Services

  
Как бы вы или ваши сотрудники урегулировали четыре щекотливые с точки зрения этики ситуации?

Вопросы этики редко поднимаются в повестке дня собраний и в кулуарных беседах, но они всегда присутствуют в информационных службах.

«Все добросовестные руководители ИС так или иначе касаются вопросов этики, — считает Маартен ван Сваай, профессор компьютерных и информационных наук в Университете штата Канзас. — Но большинство работников информационных служб завалены работой, требующей срочного разрешения, и у них нет времени разбираться с этическими проблемами».

Мы попросили двух руководителей информационных служб — Чарльза Лейсфилда и Линду Рейно — рассказать, как бы они поступили, столкнувшись с этическими проблемами, представленными в четырех гипотетических сценариях. Вопросы были разработаны сотрудниками Computerworld Алленом Алтером, Митчем Беттсом и Риком Сайа при участии Джеффа Смита, ассистента профессора Джорджтаунского университета.

Этические дилеммы

Представьте, что в вашей компании разрабатывается новая система выставления счетов корпоративным клиентам. Встает вопрос о том, сколько вкладывать в обнаружение и исправление ошибок. Один из вариантов добавляет около 40% к общей стоимости, но существенно повышает качество информации в итоговой базе данных. В противном случае вы рискуете тем, что некоторые клиенты посчитают вашу цену излишне завышенной. Вложите ли вы дополнительные 40%? Какие факторы вы будете рассматривать при решении этого вопроса?

Рейно: И для обслуживания клиентов, и для внутреннего использования важно рассмотреть вариант, который обеспечивает наиболее точные данные. Клиенты заслуживают того, чтобы им назначали верную цену. Я уделяю много времени проверке точности большинства счетов, которые посылаю. Я не считаю потраченным зря время на поиск ошибок и решение вопросов, требующих выяснения. Кроме того, если информация о счетах неточна, очень трудно получить правильную информацию о доходности бизнеса.

Чарльз Лейсфилд, вице-президент по бизнес-процессам и информационным системам компании Dow Corning

  
Лейсфилд: Одной из основных задач любого предприятия должно быть поддержание безошибочной системы выставления счетов. Со стандартными потребностями надо справляться с наибольшей экономической эффективностью, чтобы сохранять жизнеспособность в обстановке конкуренции. В данном случае не стоит делать вложения в усовершенствование, которое стоит на 40% больше, без углубленного изучения причин ошибок. Такой анализ может помочь найти безошибочную систему выписки счетов, обеcпечивающую большую эффективность затрат.

Чарли для вас больше чем босс. Он тот, кто способствовал вашему быстрому продвижению на новом месте работы. Вы часто вместе обедаете и даже играете в гольф. Однажды за выпивкой, говоря об ожидаемом обновлении компьютеров, он упоминает, что компания XYZ Computer выделила ему 1000 долл. «на благие цели». Чарли просит забыть об этом. Две недели спустя вы узнаете, что заключен контракт с компанией XYZ, несмотря на то, что цена, предложенная компанией ABC Computer, ниже, и у вашей компании в прошлом были проблемы с надежностью продуктов XYZ. Донесете ли вы на Чарли? Почему?

Рейно: Прежде чем доносить на Чарли, необходимо обсудить с ним эту ситуацию, высказать ему свои соображения, выразить озабоченность и дать ему шанс исправить ситуацию. Конечный результат может оказаться тем же — вам придется указать кому-то на порочную практику. Возможно, вы доверитесь кому-нибудь из своего окружения, чтобы по возможности сначала обсудить с ним. Может быть, он возьмет на себя составление рапорта вышестоящему начальству.

Лейсфилд: Лучше сначала обсудить с Чарли ценовые предложения и попытаться понять, почему фирма АВС не получила контракт. Может быть, в установленную ею цену входит только часть пакета предложений, в то время как по другим положениям и условиям — например, годичной поддержке или конкретным требованиям к качеству — продукт, АВС несколько уступает. Кроме того, может быть имеет смысл более подробно обсудить с Чарли вопрос о вложении 1000 долл., в том числе предложение рассматривать это как вариант косвенной оплаты. Получать такую плату — значит нарушать деловую этику, такое поведение следует признать недопустимым.

Джордж — надежный союзник вашего отдела. Он защищал перед генеральным директором ваши крупные проекты, такие как развертывание большого пакета автоматизации продаж, и оказал ценное содействие в реализации некоторых пакетов в своей группе. Вероятно, вы работали бы где-то в другом месте, если бы не Джордж. Но вдруг вы узнаете, что Джордж загрузил и использует нелицензионный офисный пакет Lotus Development, тогда как для всей компании стандартом является Microsoft Office. Вы предложили ему купить лицензионную копию, но он отказывается. Ваши действия?

Рейно: Выпишите и оплатите соответствующий счет. Это очень просто, и лишает смысла использование нелицензионных версий. На этот счет должна быть ясная политика, обосновывающая ваши действия.

Лейсфилд: Я просто провел бы с сотрудниками беседу о том, что ПО, которое они используют от имени компании, должно быть лицензировано, в противном случае компания будет объявлена недобросовестным потребителем. Кроме того, сотрудников надо проинформировать о преимуществах приверженности стандартам ПО и о том, что вы ожидаете от них соблюдения этих стандартов. Если ситуация не меняется, я рекомендовал бы в качестве следующего шага, направленного на удаление нелицензионного программного обеспечения, провести аудит ПО, установленного на пользовательских компьютерах.

Что делать, если обнаруживается, что ваша компания вела двойную бухгалтерию на двух различных компьютерах?

Рейно: Укажите на существующую ситуацию соответствующему руководителю.

Лейсфилд: Сначала надо понять, зачем ведется двойная бухгалтерия. Второй вариант может служить выполнению некоторых требований бизнеса, таких как разработка плана мероприятий по временной приостановке бизнеса в случае неблагоприятного развития событий. Кроме понимания причин ведения двойной бухгалтерии, важно узнать, применяются ли при этом идентичные базы данных и принципы расчетов. Дальнейшим направлением действий является обсуждение находки с руководителем финансовой службы, возможно, с предложением провести аудит.


Почему люди из мира ИТ беспокоятся об этике

Рик Сайа

Анализируя свою электронную почту и телефонные звонки, Джефф Смит, профессор Джорджтаунского университета, выявил растущую обеспокоенность по поводу этических вопросов, связанных с эксплуатацией информационных систем. Он говорит, что узнал много нового, обратившись к ИТ-специалистам по этическим вопросам.

Смит сообщает, что примерно в 40% сообщений выражается обеспокоенность по поводу легкости доступа к данным. Например, специалисты беспокоятся, что информацию может видеть каждый, у кого есть техническая возможность. Два других спорных вопроса: интеллектуальная собственность («я разработал приложение и теперь хочу владеть им») и пиратство.

«Этические вопросы, безусловно, тревожат их», — говорит Смит. Он и другие люди из мира ИТ утверждают, что сотрудники информационных служб уделяют этике особое внимание. Нельзя сказать, что информационные системы одолеваются подлецами, но всплеск использования Internet и широкий обмен информацией порождают необходимость выработки каких-то основополагающих принципов.

Дарвин Джон, администратор информационной системы Церкви Иисуса Христа «Святые наших дней» в Солт-Лейк-Сити, говорит, что поскольку компании используют информацию во всей полноте, руководители информационных служб должны решать сопутствующие этические вопросы. Например, по его словам, кто-то может почти неумышленно делиться информацией с конкурентом или с кем-нибудь, тесно с ним связанным. Вот где пригодился бы этический кодекс, но не для управления поведением, а для того, чтобы помочь людям быть настороже перед потенциальной опасностью.

Некоторые полагают, что в информационных службах ждут конкретных указаний. Дон Паркер, консультант по системному менеджменту компании SRI Consulting в Калифорнии, который написал книгу по компьютерной этике, считает, что профессионалам в области ИТ необходим формальный набор руководящих принципов. По словам Паркера, время от времени ему приходится отвечать на звонки программистов и аналитиков, которые, создавая на своем рабочем месте новое программное обеспечение, рассчитывают с помощью своих работодателей сделать его рыночным продуктом. Однако работодатель отказывается это делать, расстраивая планы программиста. Может ли сотрудник независимо запускать свой продукт в продажу? Если должен, то не рискует ли он потерять свою работу? Или ему следует провести переговоры об этом деле с работодателем?

Кое в чем может помочь корпоративная культура. Чарльз Лейсфилд из Dow Corning считает, что этичное поведение в организации начинается с уважения ее «фундаментальных ценностей». Сотрудники информационной службы в Dow, по его словам, придерживаются семи принципов ИТ, в основе которых — защита информации от потерь или ненадлежащего использования.

Этика должна быть ключевым вопросом в информационных службах организаций особой важности, таких, например, как здравоохранение. «Мы несем перед пациентами большую ответственность за сохранность и конфиденциальность их данных, — говорит Линда Рейно из компании Universal Health Services. — Мы обладаем доступом к личной информации людей. Наша задача — хранить ее максимально надежно».

Когда специалисты в области ИТ поднимают этические вопросы, их начальники могут хотя бы в какой-то мере рассчитывать, что их совесть чиста. «Они обычно прекрасно работают, если вы принимаете во внимание все возможные обсуждения, которые среди них возникают, особенно те, что связаны с новыми технологиями, — говорит Паркер. — Удивительно, что у нас так мало споров и жалоб на неэтичное обращение».