Теперь мы основываемся на новом опросе экспертов, на более полных данных и на более детальной обработке полученной информации.

Еще 8 сентября мы писали, что планируем повторить опрос через пару месяцев, когда ситуация станет более ясной. Было важно, чтобы эксперты обладали всей возможной полнотой сведений о ситуации на своем предприятии, в отрасли и в стране. Но шел уже декабрь, а "прояснения" не наступало. Мы понимали, что в этих условиях большинству будет очень трудно формулировать свои оценки.

Наконец, когда началось обсуждение проекта бюджета нового правительства, обнаружилось, что ждать большей ясности просто не приходится. И дело не в самом бюджете, а в том, что всем стало понятно: ситуация будет еще значительное время оставаться в "подвешенном" состоянии. Следовательно, приходится оценивать именно такую ситуацию и планировать действия в этих условиях.

Забегая вперед, скажем, что один из главных выводов анализа таков: сейчас отрасль ИС находится не столько в стагнации, сколько на переломе, в состоянии неустойчивого равновесия, с большой вероятностью — перед новыми изменениями и потрясениями в судьбе многих предприятий.

Два "эшелона" результатов исследования

В этой рубрике мы публикуем обзор итогов исследования. Однако, имевшиеся у нас дополнительные сведения и процедуры обработки экспертных оценок дали гораздо больше результатов. Мы решили, что оправданно подготовить — как отдельный продукт — специальный аналитический отчет "Отрасль ИС: состояние и тенденции". В нем сведены воедино детальные результаты анализа внутренней динамики процессов в отрасли ИС, элементы методики анализа и другая информация, необходимая для планирования деятельности информационных служб предприятий. Сведения о назначении и способах получения полного отчета помещены на специальной врезке.

Как планировалось исследование

Цели и участники исследования

Вот две цели, признанные основными:

  • получить общую оценку ожиданий развития дел в отрасли ИС на ближайшие полгода;
  • охарактеризовать сравнительное положение подразделений ИС, обслуживающих предприятия разных отраслей народнохозяйственного комплекса.

Из остальных целей назовем такую:

  • получить оценки появившихся с сентября 1998 года изменений в подходах к развитию ИС на предприятиях.

Как и в предыдущий раз, мы обратились к руководителям информационных служб и директорам предприятий, а также к ведущим аналитикам и руководителям крупных проектов. Они составили нашу экспертную комиссию, которая состояла из 45 представителей различных отраслей, регионов и предприятий разных размеров.

В дополнение к прямым контактам с известными экспертами Computerworld Россия обратился к представителям отрасли через Internet. Была расширена география опроса, в связи с чем со многими экспертами приходилось общаться только по факсу. Практически все участники прошлогоднего опроса вошли и в новую комиссию.

Аналитической группой исследования (ее функции выполняет фирма "Группа 24") были разработаны специальные процедуры контроля непротиворечивости и стабилизации оценок.

Вопросы нашей анкеты

В пяти вопросах анкеты запрашивались оценки ожидаемой экспертом степени изменения ресурсов на 1999 год по сравнению с планировавшимися на этот год ранее, до 17 августа 1998 года, по пяти разделам:

  • развитие (в любой форме) функций ИС;
  • эксплуатация существующей ИС;
  • штаты информационной службы;
  • работы привлекаемых внешних фирм;
  • покупки оборудования и лицензий на ПО.

Использовалась единая шкала интервалов для оценки по каждому из этих разделов, описание которой приведено в табл. 1.

Таблица 1. Единая шкала оценок

Границы интервала*

(100+х)%
Словесная характеристика интервала

Увеличение на х%
100%Сохранение ресурсов
99,9-80% Незначительное сокращение
79,9-60% Среднее сокращение
59,9-40% Сильное сокращение
39,9-20% Очень сильное сокращение
19,9-10% (полуинтервал) радикальное сокращение
9,9-0% (полуинтервал) полное или почти полное сокращение
* Оценка ресурсов на 1999 год по сравнению с планами лета-98, принятыми за 100%)
  
Еще один вопрос анкеты касался предпочтительных направлений развития ИС (если на такое развитие выделяются какие-либо ресурсы) из списка, показанного во врезке. Кроме того, по каждому вопросу и по анкете в целом запрашивался дополнительный комментарий — содержательная оценка эксперта.

Общая сводка результатов

"Средняя температура" по отрасли ИС

Усредненные оценки могут почти ничего не говорить о реальном положении. Однако в нашем случае "средняя температура" — это содержательный показатель, поскольку она отражает суммарное состояние ресурсов отрасли ИС, определяющих состояние рынка труда, рынка продукции специализированных фирм-разработчиков, и т. п. Это отражение достаточно достоверно, так как эксперты представляют предприятия разных видов деятельности и размеров. К тому же в нашем случае средние оценки сочетаются с более значимой информацией — распределением частных оценок, а характеристики этих распределений таковы, что можно говорить о существовании явно проявляющихся тенденций.

"Радар" оценок ожиданий: исходные и смещенные данные

Мы учитывали, что собранные исходные оценки могли быть сдвинуты в оптимистическую сторону, и решили подстраховаться. Был оценен масштаб этого сдвига и вычислен набор усредненных "смещенных" оценок, сдвинутых в пессимистическую сторону. Поэтому на рис. 1 вместе показаны контуры исходных и смещенных в пессимизм оценок.

  
Вот описание этих общих (то есть по всем отраслям использования ИС) оценок:

  • исходные оценки ожиданий дают в среднем на 20% более оптимистическую картину, чем оценки экспертов, полученные в сентябре 1998 года;
  • смещенные, то есть пессимистические оценки в большой степени совпадают с оценками сентября 1998 года, в основном попадая в определенный тогда "серый" коридор ожиданий;
  • однако по разделам "эксплуатация" и "штаты" даже смещенные оценки оптимистичнее сентябрьских;
  • смещенные оценки пессимистичнее исходных в среднем на две трети интервала шкалы оценок, тем не менее только по направлениям "штаты" и "покупки" эти смещенные оценки попадают в качественно иной, более низкий интервал шкалы.

Общие оценки показывают, что явно выделяется стремление в первую очередь не только поддержать эксплуатацию имеющейся системы, но и минимально сократить кадры информационной службы.

Однако больший, чем в прошлом сентябре, оптимизм общих оценок с высокой вероятностью будет временным для многих предприятий, что в дальнейшем объясняется подробней.

Может возникнуть вопрос: "Не слишком ли мало показанное снижение затрат? Ведь общее впечатление таково, что по многим направлениям этих затрат почти не осталось!"

Анализ предыстории состояния информационных служб на предприятиях показывает конкретные причины возникновения таких оценок и различные — для разных предприятий — сценарии. Распространенной причиной является минимальный (например, по объему штатного расписания) или нулевой (по затратам на услуги внешних фирм) уровень ресурсов в прошлом. С этой позиции сохранение 100% штатов и расходов становится понятным. Конечно, чаще это относится к малым и средним предприятиям. Для больших предприятий причины могут быть иными.

Отметим, что приведенные оценки обладают необходимым качеством — устойчивостью в среднем. А это позволяет говорить о надежности и реальной применимости выводов.

Что означает пессимизм оценок

Будущее покажет, какой набор оценок окажется ближе к реальному развитию.

Надо учитывать и такой эффект: наблюдается связь оптимизма оценок с активностью позиции эксперта как руководителя, консультанта или разработчика, выраженной им в комментариях. Это также подтверждает сентябрьский вывод: "Главным становится решимость предприятия выжить и развиваться в будущем". Но сейчас можно уточнить: "ГЛАВНЫМ СТАНОВИТСЯ РЕШИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ВЫЖИТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ СЕЙЧАС!"

В то же время в комментариях многих экспертов даются очень строгие оценки. Обобщенно они звучат так: "Нет потребности в развитии функций ИС в условиях внешне обусловленного сокращения основной деятельности. Более того, многие функции ИС становятся лишними".

С учетом этих соображений далее можно использовать (или не использовать) соотношение исходных и смещенных оценок для самостоятельной коррекции всех остальных публикуемых оценок. А дальше будут обсуждаться только исходные, несмещенные оценки.

Направления развития ИС — изменения в выборе

Для оценки направлений развития ИС выделялись первые три лидирующие группы направлений. Подчеркнем, что эти уровни лидирования никак не связаны с приоритетами развития ИС для каждого отдельного предприятия, а только с распространенностью выбора среди всех предприятий.

Таблица 2. Общие усредненные оценки выбора направлений развития ИС (частота выбора)

Уровень частоты выбора Направление развитияПроцент голосов
Первый уровень Бухучет и финансы69
Общая информационная сеть67
Второй уровень Склады, материальные потоки и запасы45
Третий уровень Текущая коммерческая деятельность33
Логистика31
Реинижиниринг бизнес-процессов31
Остальные Проблема 2000 года21
Исследования рынка и планирование новых товаров17
САПР (CAD/CAM) и АСУ ТП 10
Иное 10
  
Исследование показало (см. табл. 2), что с сентября 1998 года произошло существенное изменение в оценках экспертов: выбор направлений "бухучет и финансы" и "общая информационная сеть" стал наиболее массовым, "склады и материальные потоки" заняли второе место, а в группу, находящуюся на третьем месте, вошли три направления, включая "реинжиниринг бизнес-процессов", который лидировал в сентябре.

Резкие, но не всегда очевидные изменения произошли в первой группе.

Казалось бы, подсистемы бухучета и финансового анализа так или иначе функционируют на большей части предприятий и в текущем году можно экономить ресурсы, отказываясь от развития этих подсистем, но опрос дает другую оценку. Причин тому может быть много, но будем надеяться, что в число мотивов входит не только необходимость успевать за изменением правил и норм бухучета, но и стремление более детально учитывать, глубоко анализировать и оперативно управлять финансовыми аспектами деятельности предприятия.

Однако с вхождением в первую группу "Информационной сети предприятия" дело обстоит по-другому. Ведь в анкете говорилось не об обычной локальной сети предприятия для доступа к сетевым принтерам или почтовой станции, а о поддержке групповой работы, доступе к разделяемым базам документов и т. п. Похоже, что здесь сильно проявляется влияние "компьютерной моды".

Состав второй и третьей групп выглядит очень практичным. Снижение частоты выбора BPR может считаться оправданным. Как говорилось в сентябре, это непростое и недешевое направление как технически, так и идейно. И если все 30% предприятий, указавшие для себя BPR, успешно выполнят настоящий проект реинжиниринга бизнес-процессов (или их более мягкой "трансформации"), это будет большим успехом.

Удивляет крайне редкий выбор широчайшего направления "САПР и АСУ ТП" при наличии в экспертной комиссии представителей большого числа промышленных предприятий.

Редкость выбора направления "проблема 2000 года" может вызываться взаимоисключающими причинами; так, многие сообщили, что у них эта проблема уже решена в прошлом году. Однако обоснованность таких суждений рекомендуется перепроверить "на местах".

Отраслевые ожидания

Для разных групп отраслей картина во многом отличается от общей. Заметны специфические тенденции, можно говорить об эффектах и их причинах, которые не всегда видны изнутри отрасли ИС.

Разделение экспертов и предприятий по "отраслевому признаку"

Было выделено три группы отраслей, "внутри" которых представлена отрасль ИС и работают руководители информационных служб:

  • группа "Финансы": банки, инвестиционные и страховые компании;
  • группа ИВТ ("Информационные и другие высокие технологии"): специализированные фирмы по разработке систем, устройств, программных комплексов, консультированию, интеграции и т. п., подавляющее число членов которой составили компьютерные фирмы;
  • группа "Реальный сектор", куда, помимо заводов и комбинатов, штаб-квартир управляющих ими корпораций, транспортных фирм и объединений, были включены предприятия торговли.

Обратим внимание на состав последней группы. Дело не только в том, что у нас после экспортно-сырьевых компаний торговля была и остается самым "реальным" сектором. Важнее, что предприятия таким образом образованных групп имеют внутреннее сходство по своему отношению к ИС.

"Радар" отраслевых оценок

На рис. 2 совмещены оценки общих и отраслевых ожиданий.

  
Отчетливо подтверждается прогноз большего спада в группе "Финансы". Оценки для этой группы значительно ниже общих.

Можно видеть, что в "Реальном секторе" по всем разделам оценки более оптимистичны, чем общие, в то время как для предприятий группы ИВТ оценки явно ниже общих (все же они близки к ним по разделам "развитие", "эксплуатация" и "штаты").

Более того, для группы ИВТ оценки по разделам "работы" и "покупки" заметно ниже, чем в "Финансах". В части "покупок", возможно, это объясняется несколько более серьезным и формальным подходом банков к приобретению ПО и аппаратуры, к легальности и надежности приобретаемого по сравнению с теми же действиями ИТ-компаний.

Легче объяснить различие в уровнях сокращений на внешние работы, ведь имеются в виду работы по ИС, а это — профиль ИТ-фирм. Если и в прежние времена многие ИТ-фирмы считали, что почти во всех областях ИС они сами могут выполнить почти любую работу, то теперь, при свертывании развития на своих фирмах, такой подход выглядит естественнее (что не означает его правильность).

Затягивать ремни потуже надо сейчас

Уже одни отличия в усредненных оценках многое говорят о возможных вариантах развития ситуации. Однако различия в распределениях персональных оценок экспертов дают дополнительную и очень важную информацию. Приводить здесь все результаты анализа нет возможности, но один из главных выводов таков: возникла ситуация, в которой для многих компьютерных фирм именно сейчас последний шанс состоит в освоении новых для них продуктов или технологий, в получении за счет этого каких-то дополнительных, очень привлекательных для заказчиков возможностей, ведь заказчики не позже лета — осени этого года должны выбрать именно их, а не своих внутренних специалистов. А это, в свою очередь, требует изменений в политике распределения ресурсов фирмы и определения стоимости труда специалистов.

Правда, такая же логика применима и к внутренним службам ИС на предприятиях-заказчиках, поскольку они часто конкурируют (а надо бы сотрудничать!) с внешними фирмами.

Высокая вероятность описанного выше сценария подкрепляется и другими данными.

В связи с этим вопрос "Кто будет есть остатки пирога?" становится еще более важным для директоров предприятий и информационных служб. Динамика и возможные сценарии действий могут быть получены из анализа распределений частных оценок и имеют особое практическое значение для будущего. Мы говорим о них в "Итогах" обзора.

Руководители предприятий и информационных служб при выборе сценария собственных действий могут учитывать, что усредненное коллективное мнение не всегда совпадает с мнениями экспертов, когда те выступают как специалисты. Поэтому нужно дополнять усредненные результаты сведениями о так называемых "еретических" сценариях.

Различия в отраслевых приоритетах развития ИС

В разных группах отраслей лидируют разные направления развития ИС, хотя есть и общие тенденции.

В группе "Реальный сектор":

  • лидируют "бухучет и финансы", "склады, материальные потоки и запасы", "общая информационная сеть предприятия"; на втором месте — "логистика", третье место занимают "текущая коммерческая деятельность", "реинжиниринг бизнес-процессов" и "проблема 2000 года",
  • "проблема 2000 года" превысила уровень 25% по доле отданных голосов, но направление "САПР и АСУ ТП", которое должно было проявиться именно здесь, едва перевалило за границу одной пятой числа экспертов в группе.

В группе "ИВТ" наблюдаются откровения:

  • "общая информационная сеть" лидирует с таким отрывом, что напрашивается рекомендация дополнительно изучить этот феномен: в условиях жесткой экономии не есть ли он отражение моды в большей степени, чем решений, экономически обоснованных для предприятий? Хотя соображение "не отставать от конкурентов, владеть новыми ИТ" во многих конкретных случаях может вполне оправдывать такой выбор;
  • ко второму месту можно отнести "бухучет и финансы" и "исследования рынка", третье место делят четыре направления: "склады, материальные потоки и запасы", "текущая коммерческая деятельность", "логистика" и "реинжиниринг бизнес-процессов";
  • "проблема 2000 года" упоминается менее чем в 15% отзывов, что также может требовать отдельного изучения: не говорит ли это о несколько избыточной уверенности, существующей в отрасли ИС?

Последний вопрос относится и к другим отраслям. По этому поводу обратите внимание на мнение эксперта, представляющего крупное промышленное предприятие:

"В действительности, в 1998 году тратить много денег на решение проблемы 2000 года не имело особого смысла, нужно было лишь информировать руководство и провести инвентаризацию программно-аппаратных комплексов. Деньги на модернизацию нужно тратить именно в 1999-м".

В группе "Финансы":

  • лидируют "бухучет и финансы" и "общая информационная сеть предприятия"; на втором месте — "текущая коммерческая деятельность" и "реинжиниринг бизнес-процессов";
  • остальные направления либо отсутствуют, что понятно для этой группы предприятий, либо представлены единственным голосом;
  • к последним относится и "проблема 2000 года", что вызывает сомнения в адекватности оценки.

Сравнение (подтверждаемое некоторыми комментариями экспертов) заставляет предполагать, что лидирование направления "общая информационная сеть предприятия" в группах "Финансы" и "Реальный сектор" может определяться реальной экономически обоснованной потребностью ровно так же, как и фактором компьютерной моды. И логика здесь проста: средств у предприятий мало, а первоочередных дел по учету на складах, минимизации и управлению издержками и т. д. еще очень много.

Мнения экспертов

Комментарии экспертов, кроме прямых оценок, показывают некоторые причинно-следственные связи между разными факторами и элементы возможных сценариев развития ситуации. На врезках можно привести только фрагменты малой части комментариев. При всех различиях в оценках и советах они формируют область условно-типичных сценариев. Их можно подразделять по признаку "пессимизм/оптимизм", но все они представляются достаточно взвешенными.

Особые мнения

Особые мнения не менее важны в экспертном анализе, чем типичные. Ведь если вы помните, советов, верных для всех, не бывает.

Вот фрагменты комментария из службы ИС крупного промышленного объединения с экспортной составляющей. В нем выражается относительно часто (жаль, что не всегда) формулируемый на таких предприятиях взгляд на вопросы сокращения затрат не только на развитие ИС, но и по другим разделам работы информационной службы:

  • "Затраты на развитие ИС предполагается сохранить. Они в принципе не являются серьезной величиной в бюджете крупного промышленного предприятия.
  • По поводу направлений развития ИС: а) бухучет и финансы; б) склады, материальные потоки и запасы; е) общая информационная сеть предприятия (доступ к общим документам, поддержка групповой работы, др.); ж) реинжиниринг бизнес-процессов с применением ИТ; з) проблема 2000 года; к) иное: персонал (штаты, кадры).
  • Ожидается увеличение штатов, в основном за счет ресурсов для документирования бизнес-процессов и комплексного ведения "прикладных систем".
  • Дополнительные оценки: думаю, что в 2000 году почти полгода уйдет на зализывание последствий перехода. Если в это же время удастся изготовить инфраструктуру для документирования и реинжиниринга бизнес-процессов, то это будет очень хорошо. И только на 2001-2003 годы можно планировать какие-либо серьезные вливания в развитие комплексных систем управления. В предстоящие же два года будем выползать за счет собственных разработок и готовых средних и мелких отечественных систем. Соответственно основу потребляемого оборудования составит платформа Wintel".

И наконец, высказывания, отличающиеся большой "диалектичностью":

  • "Так как доходы уменьшаются прямо пропорционально зарплате исполнителей, то зависимость затрат на развитие от кризиса слабая.
  • САПРами и АСУ ТП не занимаюсь, остальные направления должны развиваться более интенсивно, чем в докризисный период.
  • О сокращении штатов: экономический кризис — прекрасный повод избавиться от балласта.
  • Выводы: основной причиной уменьшения абсолютных расходов на ИТ является уменьшение доходов предприятия, что требует повышения эффективности управления за счет более качественного применения информационных технологий и в свою очередь влечет за собой относительное увеличение расходов на ИТ".

Некоторые итоги

Несмотря на несколько более оптимистичные оценки ситуации, чем в сентябре 1998 года, отрасль информационных систем находится в состоянии перелома привычных путей планомерного развития. Отрасль ИС не умирает, но формы, размеры и способы ее жизни меняются.

Падает объем оплаченного спроса на продукты и услуги компьютерных фирм. Высока вероятность перетекания многих работ из специализированных компьютерных фирм в информационные службы предприятий-заказчиков из других отраслей. Это в свою очередь будет приводить к сворачиванию деятельности многих компьютерных фирм.

Детальный анализ показывает, что такой сценарий имеет больший ресурсный потенциал, чем противоположный: передача возрастающей части работ в высокопрофессиональные специализированные фирмы, которые смогут предлагать существенно более низкие цены. Хотя и этот сценарий будет существовать и реализовываться.

Есть много условий, определяющих направление развития в каждом конкретном случае. Общим ключевым фактором является способность предприятия выделять минимально необходимый, но конкурентно достаточный ресурс на развитие методов и технологий (инструментов, прикладных пакетов, методик и обучения) — либо для себя, в случае предприятий групп "Реальный сектор" и "Финансы", либо для работы на своих заказчиков. Будет действовать не только фактор стоимости работ, но и устойчивая традиция к выполнению работ методом самообеспечения.

При реализации обоих сценариев можно ожидать активизации взаимного перетекания специалистов между предприятиями разных групп отраслей.

Усилится отрицательная тенденция отхода от использования лицензионно-чистого ПО. Участятся отказы от крупных систем и сложных технологий, требующих больших затрат на привлечение внешних консультантов. Во всяком случае, предприятия-заказчики все более склоняются к тому, чтобы платить только за то, что действительно окупится, причем — "сразу".

Есть надежда, что многие информационные службы смогут использовать эту тенденцию для перехода от "цельнотянутых", очень крупных прикладных систем предыдущих поколений к технике компонентного формирования ИС "по мере необходимости и возможности". А новая архитектурная идеология и современные инструментальные возможности могут позволить постепенно преобразовать подход "лоскутной" автоматизации к динамической компонентной комплектации систем.

К сожалению, можно ожидать сокращения — как бы "заодно" — и затрат на обучение, что на самом деле иррационально и алогично по существу.

Весьма красноречивы результаты, относящиеся к изменениям в выборе тех или иных направлений развития ИС. В некоторых случаях они прагматичны, в других — несут опасность влияния компьютерной моды, в третьих — заставляют дать совет перепроверить ситуацию на предприятии. Но эти результаты лучше смотреть в соответствующих разделах полного отчета. Так же как и многие другие, например о влиянии активной позиции эксперта — как руководителя фирмы или службы — и на его оценки, и на действия его фирмы.

И еще одно: все описанное — это та картина, которая видна в январе — феврале этого года. В оценках экспертов явно формулируется сильная зависимость путей развития как от будущих прямых действий правительства, так и от состояния экономики в целом.

Факторы, которыми мы управляем

Как и в любом деле, в управлении службой ИС есть факторы, которые от нас совсем или почти не зависят, но есть и то, что мы можем выбирать сами.

Хочется напомнить кое-что из сентябрьского анализа ситуации:

"Путь к выздоровлению не может быть коротким. Нельзя игнорировать то, что корни кризиса уходят в реалии социальной культуры, а такие реалии меняются медленнее и труднее всего.

Задача сохранения профессиональной культуры и отрасли как целого в таких условиях становится особенно важной. Этому может помочь кооперация фирм-потребителей, сотрудничество специалистов и постоянная работа над повышением качества ИУС и методов их проектирования во всех известных аспектах".

Сегодня проведенный анализ показывает, что нужно добавить: кооперация необходима не только для сохранения профессиональной культуры, но и для совместного накопления критической массы профессиональных возможностей и конкурентных преимуществ.



Огромная благодарность всем экспертам, которые своими ответами сделали возможным это исследование. Мы рассчитываем на продолжение сотрудничества.

Направления возможного развития ИС

а) бухучет и финансы;
б) склады, материальные потоки и запасы;
в) текущая коммерческая деятельность;
г) исследования рынка и планирование новых товаров;
д) логистика (выполнение закупок и поставок);
е) общая информационная сеть предприятия (доступ к общим документам, поддержка групповой работы и др.);
ж) реинжиниринг бизнес-процессов (BPR) с применением ИТ;
з)  проблема 2000 года;
и) САПР (CAD/CAM) и АСУ ТП;
к) иное, указываемое экспертом.

  
Глеб Владимирович Лигачев, вице-президент по ИТ, ОАО "Страховая компания РОСНО":

  • Пересмотр бюджета развития ИС идет по пути более четкого разделения на проекты. Все они пересматриваются с точки зрения необходимости для компании в целом (где ИТ — только составная часть). Действительно, нет смысла разрабатывать ИС для закрывающегося участка бизнеса или заменять Excel-таблицу на приложение на Oracle, если число контрактов этого вида не возрастет, как ожидалось, а останется прежним.
  • Основные причины сокращения на эксплуатацию: высвободилось определенное количество техники и сетевых ресурсов, "сняты с довольствия" и переходят на самообслуживание небольшие дочерние компании и филиалы — мы больше не поставляем им бесплатно расходные материалы и не платим за связь (сеть Х.25). Тем не менее в компании начинают развиваться новые виды бизнеса. Они-то потихоньку и "проедают" склад. По нашим расчетам, это продлится до марта — апреля, а потом пойдет нормальное развитие.
  • Людские сокращения в этой области незначительны.
  • О направлениях развития ИС. В условиях кризиса наиболее важной целью компании становится уменьшение себестоимости продукции. Так же важно иметь оперативную систему оценки положения предприятия. Страховая компания РОСНО не занимается работами, связанными с пунктами "б", "д", "и". Проблема 2000 года решена нами еще до кризиса, поэтому расходов на нее и не планировалось. Для большинства средних и больших фирм, на мой взгляд, пункт "ж" должен быть очень привлекателен, так как при резком сокращении персонала и большом количестве специалистов на рынке труда проводить жесткий BPR легче и дешевле. В этих же условиях реализация пункта "е" не даст принципиального выигрыша, так как задействуемый круг персонала окажется достаточно широк и перегружен.
  • Дополнительные оценки:

    По опыту моей компании, достаточно трудно говорить о планах на второе полугодие 1999 года: слишком многое зависит от отношения правительства как к стране, так и конкретно к области страхования.

    Лицензионное ПО (особенно "базовое") будет покупаться только в крайнем случае. Работа будет идти со старыми версиями или "ворованными". Заказное ПО будет делаться либо своими коллективами за минимальную оплату специалистам (пока рынок труда будет переполнен квалифицированным персоналом), либо сторонними разработчиками за существенно меньшие, чем до августа, деньги (по тем же причинам).

  
Алексей Георгиевич Цицин, генеральный директор ЗАО "ТЕРМИКА":

  • Планируемое на нашей фирме увеличение расходов на развитие связано с необходимостью постановки и опытной эксплуатацией автоматизированной системы документооборота, адаптированной к условиям нашей фирмы. Предпосылками этого являются, во-первых, переход в 1998 году на двухуровневую систему управления, а во-вторых, на порядок возросшее число наших дистрибьюторов (их стало около 50).
  • Общая стоимость владения (по суммарным затратам на эксплуатацию ИТ) будет сохранена, свою роль здесь сыграют противоречивые послекризисные тенденции (снижение стоимости компьютеров и ПО в условиях увеличения числа сотрудников при снижении их зарплаты в долларовом эквиваленте).
  • О направлениях развития ИС: в) текущая коммерческая деятельность; г) исследования рынка и планирование новых товаров; е) общая информационная сеть предприятия (доступ к общим документам, поддержка групповой работы и др.). Ряд позиций, указанных в анкете, был "информатизирован" давно (бухучет и финансы, склад, система обслуживания прямых пользователей и дистрибьюторов). Часть указанных позиций никак не связана с нашим бизнесом (логистика, проблема 2000 года, САПР и АСУ ТП). Поэтому в 1999 году основные усилия будут направлены на развитие общей информационной сети предприятия (это связано и с бурным развитием нашего проекта "Документооборот"), а также посвящены вопросам исследования рынка (поиска интересных малозаполненных ниш) и информационного обеспечения текущей коммерческой деятельности (переход на двухуровневую систему управления и увеличение числа бизнес-функций привели к необходимости иной "прозрачности" бизнес-процессов).
  • Штаты службы: увеличение на 20%. Хотелось бы на 40-50%, но, видимо, это трудно будет сделать, кроме того, мы придерживаемся кадрового принципа: "процент новых сотрудников к старым не должен превышать 15 в квартал".
  • К внешним фирмам для решения внутренних ИТ-задач мы практически не обращаемся (за исключением бухучета и финансов).
  • Покупки оборудования и лицензий: мы стараемся в развитии ИТ своего предприятия сохранять долгосрочные и среднесрочные планы, разработанные в начале 1998 года, когда мы меняли структуру управления. Кризис скорректировал среднесрочное решение (передвинул его почти на полгода).
  • Дополнительные оценки: на мой взгляд, через полгода мы почти восстановим объем доходов от продаж и обслуживания. Но это — оптимистический прогноз развития, а по многим оценкам, в марте — апреле 1999 года возможна еще одна вспышка кризиса. Ну что же! Тогда придется еще раз скорректировать свои планы, хотя, конечно, будет очень жаль.

  
Игорь Григорьевич Альтшулер, вице-президент консалтинговой фирмы "КУБ":

  • Развитие: умные хозяева и директора не будут сильно экономить на развитии, потому что кризис — это прекрасный "поворот" для обгона и изменения расстановки (на прямой не очень-то и объедешь сильных конкурентов). Да и сокращение будет связано с уточнением позиций, выбором первоочередных, ключевых задач, а не с плановым обрезанием всего понемножку.
  • Эксплуатация: прежде всего нужно провести инвентаризацию, сэкономить можно всегда, надо только понять, на чем это можно сделать срав- нительно безболезненно. Я знаю предприятие, где поддерживающие затраты пытались сократить в два с лишним раза (на обучение в том числе), но потом быстро одумались.
  • О направлениях развития ИС: а) бухучет и финансы; б) склады, материальные потоки и запасы; г) исследования рынка и планирование новых товаров — НЕ ЗНАЮ; д) логистика (выполнение закупок и поставок). Проблему 2000 года у нас в стране считаю несколько надуманной. Будут жертвовать, видимо, всякими модными штучками типа BPR, но управление финансами, запасами и поставками никуда не денется, на этом экономить глупо. Сомнение вызывает у меня маркетинг и исследования рынка. Во-первых, серьезных предложений такого ПО почти нет, во-вторых, предприятия чаще декларируют нужность таких исследований, чем реально понимают, зачем и в какой форме им это надо. Поэтому в этой области я жду неожиданностей — от застоя до резкого взлета.
  • Штаты: в кризисную пору труднее держать необязательных людей, ключевые персоны наверняка будут сохранены. И начальство задумается (уже задумывается) о том, как их лучше использовать.

  
Константин Николаевич Маркелов, зам. генерального директора, экспертно-консультационная компания СПЛАН:

  • Развитие ИС: из-за резкого сокращения финансовых рынков и финансовых инструментов функциональность информационных систем "вдруг" стала совершенно "избыточной". Поэтому речь может идти скорее даже об отказе от используемых модулей ИС, чем о развитии функциональных возможностей.
  • Эксплуатация ИС: сокращение затрат производится за счет сокращения персонала и отказа от использования ресурсоемких технологий.
  • Направления развития: в) текущая коммерческая деятельность; е) общая информационная сеть предприятия; ж) реинжиниринг бизнес-процессов; з) проблема 2000 года. Понятно, что финансовых средств остается все меньше, а расходовать их приходится все жестче и жестче. Необходимо затраты на информационные технологии планировать отдельной статьей банковского бюджета. Основная задача применения и развития ИТ — снижение издержек.
  • Штаты: в первую очередь необходимо уволить собственных разработчиков, иметь их либо дорого, либо небезопасно.
  • Работы внешних фирм: сокращение внешних затрат и интенсификация внутренней работы — один из возможных резервов удержания оставшихся кадров.

  
Дмитрий Владимирович Ладашин, руководитель департамента автоматизации предприятий, ООО "ИЦ Телеком-Сервис":

Думаю, что еще месяца три, а то и пять рынок ИТ будет находиться в состоянии стагнации. А далее с оживлением (возможным) экономики оживится и рынок ИТ. Однако это будет другой рынок, более квалифицированный, его качественное изменение будет обусловлено переделом самого рынка. Я полагаю, он станет более доступным по ценам.