Оператор на корабле Морфиуса за потоком зеленых символов на экране видел блондинку в красном платье, идущую по улице в деловом районе. У тех, чей бизнес связан с передачей данных — операторов связи, производителей железа, разработчиков софта, — зрение устроено по обратному принципу. За социальными сетями, видеосервисами, переговорами по скайпу они видят поток нулей и единиц. У каждого переданного бита есть цена «продажи» и «покупки». Курсы «покупки» и «продажи» сближаются, и с непрекращающимся ростом объемов передачи данных глобальная интернет-экономика может «уйти в минус».

«Мы можем оценивать данные по всему миру. Выручка на одного пользователя снижается. Объем переданных данных растет. Так не может продолжаться долго», — заявил Дэн Рабинович, вице-президент Facebook по сетевым технологиям, выступая на конференции Cisco в Сан-Франциско. Оборудование Cisco составляет значительную часть «позвоночника» Интернета.

Инфраструктуре Сети, которая уже с трудом справляется с текущей нагрузкой, в ближайшие годы предстоит взять на себя новые объемы данных. По данным ACG Research, к 2022 году средний объем потребления данных на одного пользователя в месяц составит 85 Гбайт. На каждого жителя Земли будет приходиться 3,6 сетевых устройства. Общий парк подключенной техники приблизится к 30 млрд единиц.

Свой вклад в поток данных внесут видеосервисы. Согласно исследованию Cisco VNI, за три ближайших года видеотрафик вырастет на 75%. На него придется 85% всех переданных данных. Дополнительную нагрузку на инфраструктуру Интернета дадут сети 5G и связанные с ними новые типы данных и услуг — такие, как умные города и автономные автомобили. На перекрестках Глобальной сети уже начали образовываться пробки.

По данным IDС, объем дополнительных возможностей Сети, которые приносит вложение одного доллара в CAPEX, за последние десять лет увеличился в 14 раз. Возможности оборудования росли параллельно с ростом трафика или опережающими темпами. Все начало меняться, когда закон Мура подошел к своим границам. Дальнейшее повышение производительности компьютеров пошло по пути увеличения числа ядер, параллельных вычислений и графических процессоров. Пользователи ПК и создатели контента не ощущают дефицита мощности. Дефицит ощущают производители и эксплуатанты сетевого оборудования, центры обработки данных.

Аналогом многоядерной архитектуры в процессорах компьютеров и смартфонов в области передачи данных стало усложнение сетей. Когда мощность процессоров, используемых в узлах передачи данных, подошла к своему пределу, разработчики пошли по пути экстенсивного роста и усложнения сетевой архитектуры. Стали возникать все более сложные и дорогие в приобретении и обслуживании системы. По данным ACG Research, на каждый доллар, вложенный в CAPEX, современные операторы расходуют до пяти долларов на OPEX. Дополнительные расходы приводят к снижению выручки операторов одновременно с ростом объема обслуживаемых данных. По данным IDС, за последние пять лет расходы операторов связи выросли на 2,6 млрд долл. на фоне снижения общей выручки на 110 млрд долл. «Цифровизация всего» требует от операторов скачкообразного расширения каналов и такого же роста инвестиций. Показатели глобальных доходов и расходов индустрии свидетельствуют, что момент для этого не самый подходящий. У операторов может не хватить ресурсов для содержания все более сложной и дорогой в обслуживании системы, в которую превращается Интернет.

Новый подход к построению Сети требует если не смены, то коррекции идеологии, полагают в Cisco. Если мы подошли к пределу, за которым возможности повышения скорости передачи упираются в физические ограничения сетевого оборудования, главным требованием становится универсальность. Решение, предложенное устроителями конференции, — процессор Cisco Silicon One. Универсальный высокопроизводительный процессор, способный заменить значительную часть самых разных чипов, используемых при передаче данных. Один процессор — там, где раньше использовалось несколько. Упрощение архитектуры — везде, где это возможно. Фокус на простоту, надежность, универсальность и программируемость.

Трафик стремительно коммодитизируется. Экономика «матрицы» превращается в низкомаржинальный бизнес на больших оборотах, в котором битва идет за эффективность, а ключевым конкурентным преимуществом становится снижение себестоимости на доли процентов. Чтобы их обеспечить, необходимы новые инженерные решения. Необходимы срочно, чтобы позвоночник Интернета не сломался под собственной тяжестью.